Способность слышать – это не просто одно из пяти чувств. Это невидимый мост, соединяющий нас с окружающим миром, симфония жизни, которая звучит непрерывно. Слух – это наша связь с близкими, источник информации, залог безопасности и важнейшая составляющая полноценной жизни. Мы воспринимаем звуки как нечто само собой разумеющееся, как дыхание, не задумываясь о том, насколько ценен этот дар. Именно поэтому так важно помнить о Всемирном дне слуха, который ежегодно отмечается 3 марта, напоминая нам о необходимости беречь и ценить свой слух.
Этот день был учрежден Всемирной организацией здравоохранения в 2007 году, чтобы привлечь внимание к проблемам слуха и важности его сохранения. Дата 3 марта выбрана не случайно: цифры 3.3 визуально напоминают форму двух человеческих ушей, символично подчеркивая значение этого органа чувств. Всемирный день слуха – это повод задуматься о здоровье своего слуха, узнать больше о причинах его ухудшения и способах профилактики.
К сожалению, потеря слуха – распространенная проблема, затрагивающая людей всех возрастов. Причин снижения слуха множество, и понимание их помогает вовремя принять меры и сохранить способность слышать мир во всей его полноте. Рассмотрим наиболее распространенные факторы, способствующие ухудшению слуха:
1. Возраст:
Естественное старение организма – одна из самых частых причин снижения слуха, известная как пресбиакузия. С возрастом структуры внутреннего уха изнашиваются, особенно чувствительные волосковые клетки, отвечающие за восприятие высоких частот.
2. Воздействие шума:
Громкий шум – один из главных врагов слуха. Длительное или интенсивное воздействие громких звуков, будь то производственный шум, громкая музыка в наушниках, концерты, строительные работы или стрельба, может повредить нежные волосковые клетки внутреннего уха. Это часто приводит к необратимой потере слуха, шуму в ушах (тиннитусу) и повышенной чувствительности к звукам. Важно помнить: чем громче звук и чем дольше его воздействие, тем выше риск повреждения слуха.
3. Генетика:
Наследственность играет значительную роль в предрасположенности к потере слуха. Генетические факторы могут обуславливать нарушения слуха, проявляющиеся в любом возрасте, от рождения до пожилого возраста, и иметь разную степень тяжести.
4. Инфекции:
Различные инфекционные заболевания могут негативно влиять на слух. Среди них: отит, менингит, корь, свинка, краснуха, ВИЧ-инфекция и др.
5. Травмы головы:
Травмы головы, особенно с повреждением височной кости, могут повредить структуры, отвечающие за слух: внутреннее ухо, слуховой нерв, слуховые косточки. Потеря слуха после травмы головы может быть, как временной, так и постоянной, в зависимости от степени повреждения.
6. Ототоксичные лекарства:
Некоторые лекарственные препараты обладают ототоксическим действием, то есть способны повреждать внутреннее ухо и вызывать потерю слуха. К таким препаратам относятся: аминогликозидные антибиотики, некоторые химиотерапевтические препараты, салицилаты (аспирин) в высоких дозах, диуретики (мочегонные), некоторые нестероидные противовоспалительные препараты при длительном применении, хинин и хлорохин (противомалярийные препараты).
Важно: при назначении ототоксичных лекарств врач должен оценивать риск и пользу, а пациент должен находиться под наблюдением и сообщать о любых изменениях слуха.
7. Болезнь Меньера:
Хроническое заболевание внутреннего уха, характеризующееся эпизодами головокружения, шума в ушах, ощущения заложенности в ухе и флюктуирующей потери слуха. Болезнь Меньера может прогрессировать и приводить к стойкой потере слуха.
8. Отосклероз:
Заболевание, при котором происходит аномальный рост костной ткани в среднем ухе. Отосклероз затрудняет подвижность слуховых косточек (стремечка, молоточка и наковальни), что препятствует передаче звуковых колебаний во внутреннее ухо и вызывает прогрессирующую кондуктивную потерю слуха (нарушение звукопроведения).
9. Серная пробка:
Скопление ушной серы в слуховом канале – одна из самых простых и часто встречающихся причин временной потери слуха.
10. Опухоли:
Опухоли, затрагивающие слуховой нерв или структуры внутреннего уха, могут вызывать потерю слуха. Хотя опухоли слухового нерва редки, важно помнить о них как о возможной причине снижения слуха.
11. Врожденные дефекты:
Некоторые дети рождаются с врожденными аномалиями развития внутреннего или среднего уха, которые вызывают потерю слуха с самого рождения. Ранняя диагностика и своевременная реабилитация крайне важны для детей с врожденной потерей слуха.
12. Другие факторы:
Ряд системных заболеваний и состояний могут оказывать влияние на слух: диабет, сердечно-сосудистые заболевания, воспалительные заболевания, аутоиммунные заболевания.
Забота о слухе – это забота о качестве жизни. Понимание причин потери слуха позволяет принимать профилактические меры, вовремя обращаться к специалисту при появлении симптомов снижения слуха и сохранять способность наслаждаться звуками мира на долгие годы. Помните, что ваш слух – бесценный дар, который требует бережного отношения. Регулярные проверки слуха, защита от шума, своевременное лечение инфекций и здоровый образ жизни – ключ к здоровому слуху на протяжении всей жизни.
3 марта 2025 года будет организована прямая телефонная линия:
- с 9-00 до 11-00 по тел. 8(0232)33-57-92 на базе отдела общественного здоровья государственного учреждения «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» на ваши вопросы ответит врач по медицинской профилактике.
Помощник врача-гигиениста отдела общественного здоровья
Гомельского областного ЦГЭ и ОЗ
Огородникова Вероника Олеговна
«Право на здоровье – правильный путь»
Ежегодно во многих станах 1 декабря отмечается Всемирный день борьбы со СПИДом. История этого дня берет начало в 1988 году, когда по инициативе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) была выбрана дата для привлечения внимания мировой общественности к проблеме распространения нового заболевания, известие о котором в то время звучало как приговор. За прошедшие десятилетия ВИЧ-инфекция перестала считаться смертельно опасной — она перешла в разряд хронических контролируемых заболеваний. Современные препараты, подавляющие активность ВИЧ, хотя и не уничтожают вирус полностью, но позволяют держать заболевание под контролем, сохраняя продолжительность и качество жизни ВИЧ-положительного человека.
ВИЧ-инфекция как угроза общественного здравоохранения должна быть полностью ликвидирована к 2030 году – такая амбициозная цель была поставлена в рамках Целей Устойчивого Развития восемь лет назад на 69-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Реализация этой цели позволит предотвратить миллионы смертей вследствие СПИДа, миллионы новых случаев ВИЧ-инфекции и обеспечить почти 40 миллионам людей, живущих с ВИЧ в настоящее время, здоровую и полноценную жизнь. Стратегия объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС)
«95-95-95» определяет основные задачи для достижения этой цели:
95% людей, живущих с ВИЧ, должны знать свой ВИЧ-статус; 95% людей, знающих свой ВИЧ-статус, будут получать лечение; у 95% людей, получающих лечение, оно будет эффективно, и эти люди не будут передавать инфекцию другим. Ликвидация ВИЧ-инфекции как угрозы общественного здравоохранения не отменяет актуальности профилактических вмешательств в отношении новых случаев ВИЧ-инфекции и это означает, что уже сегодня мы можем представлять 1 декабря как день профилактики ВИЧ-инфекции.
Всемирный день кампании 2024 годаобозначен призывом к действиям по защите здоровья каждого человека через защиту его прав. Девиз кампании «Право на здоровье – правильный путь» напоминает людям о том, что право на здоровье – это не только доступ к качественным медицинским услугам и лекарственным препаратам, а также право каждого человека на профилактику и лечение, право принимать решения о своем здоровье, право на уважительное и достойное отношение вне зависимости от диагнозов. Принятие, уважение и забота о каждом человеке крайне важны. Законы и практики, которые наказывают, дискриминируют или стигматизируют людей, одновременно препятствуют доступу к профилактике, тестированию, лечению и уходу в связи с ВИЧ.
То же самое касается законов, которые мешают деятельности людей, оказывающих жизненно важные услуги для людей, живущих с ВИЧ.
В Беларусис ВИЧ-положительным статусом проживает около
26 тысяч человек. Государство гарантирует предоставление лечения ВИЧ-инфекции всем людям, живущим с ВИЧ, независимо от стадии болезни и уровня иммунитета. В нашей стране создана система, обеспечивающая безопасность донорской крови и ее препаратов, минимизирован риск при оказании медицинской помощи и проведении немедицинских манипуляций в специализированных учреждениях. Добровольное тестирование, в том числе анонимное, можно пройти в любом учреждении здравоохранения, располагающем процедурным кабинетом. Экспресс-тесты для самотестирования свободно продаются в аптеках во всех регионах.
На базе государственных организаций здравоохранения и негосударственных некоммерческих организаций функционируют анонимно-консультативные пункты, предоставляющие, в том числе услуги по консультированию и тестированию на ВИЧ-инфекцию для ключевых групп населения.
Раннее выявление заболевания и прозрачная статистика остаются важным приоритетом в деле предупреждения и контроля распространения ВИЧ-инфекции. Преимущественное распространение ВИЧ-инфекции среди взрослого населения (наибольшее количество новых случаев регистрируется в возрастной группе 35-49 лет) и преобладание полового пути передачи ВИЧ-инфекции (в последние годы на его долю приходится более 80% впервые выявляемых случаев) определяет основные акценты профилактических мероприятий текущей кампании в формировании культуры ответственного отношения к собственному здоровью.
В интересах будущего необходимо отдавать приоритет актуальному информированию населения по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции*, мобилизовав усилия всех заинтересованных с целью объединения всех людей, независимо от ВИЧ-статуса, в праве на здоровье и недопущения стигмы и дискриминации в отношении лиц, живущих с ВИЧ-инфекцией.
_______________________________
* https://rcheph.by/news/profilaktika-vich-infektsii-kasaetsya-kazhdogo.html
День Отца – это особенный праздник, который отмечается во многих странах мира, чтобы почтить и выразить благодарность отцам за их любовь, заботу и вклад в воспитание детей. День отца в Беларуси празднуется 21 октября. Это один из самых молодых праздников в стране. Этот день дает нам возможность показать и выразить свою любовь и заботу к заботливым отцам, дедушкам, опекунам. В праздник отцов принято не только вручать подарки и цветы, но и вспоминать о тех счастливых мгновениях, которые вы провели вместе. Как часто мы упускаем из виду мелочи, которые укрепляют связь между членами семьи: вечерние прогулки, поддержка в сложные времена, размеренные беседы за чашкой чая. Эти маленькие мгновения превращаются не просто в воспоминания, а в основополагающие элементы семейной жизни.
Эмоциональное и физическое здоровье ребенка тесно связано с его родителями, особенно с отцом, который выполняет роль защитного щита. Отец представляет собой образец для подражания, учителя и опору, а также источник безусловной любви. В мире, где полно вызовов и неопределенности, ребенок чувствует себя увереннее, когда вокруг него создано ощущение защиты и комфорта. С самого раннего возраста малыши воспринимают отца как эталон для подражания, усваивая из его действий уроки о порядочности, справедливости и обязанностях.
Отец – это неотъемлемая часть жизни ребенка, и его роль оказывает огромное влияние на формирование характера, ценностей и будущего. Отцы должны осознавать важность своей роли и уделять внимание воспитанию и развитию своих детей, создавая здоровое и счастливое детство.
Сегодня, в кругу семьи, давайте отметим День отца с теплом в сердцах и признательностью в глазах.
21 октября будет организована прямая телефонная линия:
с 10.00 до 12.00 по тел.8 (0232) 33-57-24 на ваши вопросы ответит психолог отдела общественного здоровья государственного учреждения «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Иванишко Яна Алексеевна.
Психолог отдела общественного здоровья
Гомельского областного ЦГЭ и ОЗ
Яна Иванишко

«Мама – это самое красивое слово,
произнесенное человеком»…
В Беларуси ежегодно 14 октября отмечают День матери – светлый и трепетный праздник, который вызывает в сердцах людей особые чувства. В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности самым дорогим и близким нам женщинам – нашим матерям. Они являются не только первыми учителями в жизни, но и надежными спутницами, мудрыми советчиками и верными подругами.
С утра дома звучат веселые голоса детей, которые готовят подарки и сюрпризы, стремясь отразить безграничную любовь матери. Цветы, написанные от руки открытки, иногда даже кулинарные шедевры – все это служит маленьким знаком признательности.
В этот день мы вновь вспоминаем мамину радость нашим успехам, поддержке в трудные моменты, а главное – уверенность и помощь выхода из любого лабиринта.
Мама – это не просто родитель, а первая и важнейшая фигура в нашей жизни, олицетворение любви, заботы и поддержки. С момента рождения именно она становится нашим главным защитником и наставником. Ее роль в нашем развитии и формировании личности невозможно переоценить, ведь именно она открывает нам дверь в этот огромный и прекрасный мир.
Мамы вдохновляют нас на достижения, побуждая следовать своим мечтам и преодолевать преграды. Они передают нам свои знания и ценности, не позволяя забыть о корнях. Чтут и сохраняют семейные традиции, формирующие наше восприятие о том, что такое семья, дружба, доверие и любовь. Мама является личным примером, путеводной звездой!
14 октября – это прекрасная возможность сказать «СПАСИБО» за все те жертвы и усилия, которые делают наши мамы ежедневно. Пусть этот день будет наполнен радостью, смехом и, конечно же, любовью, ведь именно она объединяет нас в самую крепкую и красивую семью.
Законы заботливой мамы:
1.Любовь – основа всего. Каждый день, независимо от обстоятельств, проявляйте свою любовь к детям, обнимая их, слушая и понимая их чувства.
2. Уважение к личности.Каждый ребенок – это уникальная личность. Уважайте его мнение, интересы и желания, даже если они отличаются от ваших.
3. Честность – лучшая политика.Обсуждайте с детьми важные вопросы открыто и честно, формируя у них доверие и понимание мира.
4. Режим и порядок.Установление четких распорядков помогает детям чувствовать себя в безопасности. Настройте время для учебы, игр и отдыха.
5. Учите ответственности.Делегируйте простые обязанности, чтобы дети осознали важность выполняемых задач и ответственности за собственные поступки.
6. Пример – лучший учитель.Будьте той мамой, на которую ваши дети могут равняться. Ваши поступки и выбор будут для них ориентиром.
7. Не бойтесь признавать ошибки.Показав своим детям, что даже взрослые могут ошибаться, вы научите их принимать неудачи и учиться на них.
8. Радуйтесь каждому моменту.Жизнь быстротечна. Важно ценить каждое мгновение, проведенное с детьми, создавая запоминающиеся моменты.
14 октябрябудут организованы прямые телефонные линии:
с 14.30 до 15.30 по тел. 8(0232)20-77-40 задать вопросы, касающиеся планирования беременности, а также по проблемам с зачатием и вынашиванием, можно будет заведующему отделением охраны репродуктивного здоровья У «Гомельский областной диагностический медико-генетический центр с консультацией «Брак и семья» Громыко Наталии Валерьевне;
с 10.00 до 12.00 по тел. 8(0232)33-57-24на ваши вопросы ответит психолог отдела общественного здоровья ГУ «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Иванишко Яна Алексеевна.
Психолог отдела общественного здоровья
Гомельского областного ЦГЭ и ОЗ
Яна Иванишко
Когда мы теряем ребёнка из-за болезни или несчастного случая — это огромное горе, но когда ребёнок сам прерывает свой жизненный путь — это непоправимая трагедия.
Суицид — умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Суицидальное поведение — это проявление суицидальной активности — мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Одно из форм девиантного поведения при острых аффективных реакциях.
Как понять, что ребёнок решился на самоубийство?
Если ребёнок всерьёз задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
- Словесные признаки.
Молодой человек часто размышляет о своём душевном состоянии, при этом: прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»; «Я не могу так дальше жить»; косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого обузой»; «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»; много шутит на тему самоубийства; проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
- Поведенческие признаки.
Подросток может: раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами; демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:
— в еде — есть слишком мало или слишком много;
— во сне — спать слишком мало или слишком много;
— во внешнем виде — стать неряшливым;
— в учебной деятельности — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения со сверстниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
— замкнуться от семьи и друзей;
— быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния; проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадёжность.
- Ситуационные признаки.
Подросток или юноша может решиться на самоубийство, если он: социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным; живёт в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема); ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального; предпринимал раньше попытки суицида; имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи; перенёс тяжёлую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей); слишком критически настроен по отношению к себе.
При проведении беседы рекомендуется:
— внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
— правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
— не выражать удивления услышанным и не осуждать ребёнка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
— не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живётся лучше других;
— высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребёнка ощущать себя ещё более ненужным и бесполезным;
— постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
— не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
— стремиться вселить в подростка надежду;
— она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Если замечена склонность к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:
- Внимательно выслушайте подростка, решившегося на самоубийство. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьёзность намерений и чувств ребёнка. Если он уже имеет конкретный план самоубийства — ему срочно нужна помощь.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Замечайте детали. Например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, — это может служить основанием для тревоги.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
- Не бойтесь прямо спросить ребёнка, не думает ли он (или она) о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто рассказать о своих проблемах.
Семейная дезорганизация — главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия. Экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца — также могут быть причинами суицидального решения.
Рекомендации родителям:
*ни в коем случае не оставлять нерешёнными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребёнка; *анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
*учить ребёнка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если…»;
*воспитывать в ребёнке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
*не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
*не иронизировать над ребёнком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
*обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряжённой с риском для жизни;
*записать соответствующие номера телефонов; записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
Типичные ошибки и заблуждения, бытующие среди взрослых, которые затрудняют профилактику самоубийств
- Заблуждение1. Самоубийства совершаются в основном психически ненормальными людьми.
- Заблуждение 2. Самоубийства предупредить невозможно. Тот, кто решил покончить с собой, рано или поздно это сделает.
- Заблуждение 3. Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства.
- Заблуждение 4. Если загрузить человека работой, то ему некогда думать о самоубийстве.
- Заблуждение 5. Чужая душа — потёмки. Предвидеть попытку самоубийства невозможно.
- Заблуждение 6. Существует некий тип людей, склонных к самоубийству.
- Заблуждение 7. Не существует никаких признаков, которые указывали бы на то, что человек решился на самоубийство.
- Заблуждение 8. Решение о самоубийстве приходит внезапно, без предварительной подготовки.
Самоубийство ребёнка часто бывает полной неожиданностью для родителей. Помните, дети решаются на это внезапно!

Сексуальное насилие-это действие (или серия действий), которое прямо или косвенно связано с сексом и которое при этом совершается против воли второй стороны. Сексуальное насилие в отношении детей – форма жестокого обращения с детьми, которая включает в себя отношения самого разного рода, но эти отношения всегда нарушают либо закон, либо социальные нормы общества, либо и то и другое сразу. Сексуальное насилие в отношении детей может быть трех основных видов: контактное, бесконтактное и цифровое. Важно: такое насилие не всегда подразумевает физический контакт. Это не только непосредственно изнасилование, т.е. проникающее оральное, анальное, вагинальное насилие, но и различные формы общения с ребенком, нарушающие его телесные и сексуальные границы вербальным и невербальным образом.
К контактным формам относят проникающее изнасилование, прикосновения к его половым органам, попытки склонить к сексу в любой форме. Бесконтактное насилие – это оголение половых органов перед ребенком, мастурбация в присутствии ребенка, любые непристойные разговоры и склонение к просмотру порнографического контента (видео, фотографий, иллюстраций, текстов). Цифровые формы насилия - телефонные звонки, текстовые сообщения, онлайн-взаимодействие с сексуальным подтекстом, отправка ребенку порнографических материалов и получение их от него.
Вне зависимости от того, в какой форме произошло насилие, оно всегда наносит ребенку травму.
Кто является автором насилия?
Автором насилия может быть кто угодно: незнакомый взрослый или тот, кто ребенку знаком, например, учитель, руководитель кружка, тренер, друг семьи, близкий или дальний родственник, а также старший ребенок или подросток, как из семьи, так и со стороны. Нередко это те дети, которые сами подвергались физическому или сексуальному насилию в раннем детстве. Вариантов много, но чаще всего, это все-таки тот, кого ребенок знает. Автор насилия всегда обладает большой властью над ситуацией, пользуясь уязвимым и зависимым положением ребенка. Нередко он запугивает ребенка, давит, угрожает, требует ничего не говорить родителям, пытается оправдать свои действия, например, утверждая, что ребенок сам этого хотел.
Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
- авторитарный стиль воспитания,
- плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью;
- конфликтные отношения между родителями;
- мать ребенка чрезмерно занята на работе;
- ребенок долгое время жил без родного отца;
- вместо родного отца - отчим или сожитель матери;
- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию и т.п.
Распознание сексуального насилия над ребенком
Характер травм и заболеваний:
- повреждения генитальной, анальной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы;
- следы спермы на одежде, коже, в области половых органов, бедер;
- наличие заболевания, передающегося половым путем;
- беременность;
- недержание кала ("пачкание одежды"), энурез;
- нервно-психические расстройства;
- психосоматические расстройства.
Особенности психического состояния и поведения ребенка
Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (поступки, характерные для более младшего возраста); несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, а также сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация.
Дети младшего возраста: резкое ухудшение успеваемости; невозможность сосредоточиться; несвойственные возрасту знания в половых вопросах, сексуально окрашенное поведение; гнев, агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение; мастурбация.
Подростки: депрессия; низкая самооценка; агрессивное, антисоциальное поведение; затруднения с половой идентификацией; сексуализированное поведение; угрозы или попытки самоубийства; употребление алкоголя, наркотиков; проституция, беспорядочные половые связи; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым.
Многие жертвы не рассказывают о перенесенном насилии, пока не станут взрослыми, а некоторые из них не рассказывают никогда. Рассказать кому-либо о сексуальном насилии трудно для жертвы по многим причинам:
- угрозы со стороны насильника;
- насильник хорошо знаком ребенку или его родственникам, и ребенок может жалеть его;
- жертва может считать себя виновной в насилии;
- ребенок любит насильника или нуждается в нем;
- пострадавший может быть заинтересован в особом внимании, которое ему уделяет насильник;
- ребенок не понимает, что то, что с ним делают - плохо;
- несовершеннолетний может бояться, что ему не поверят.
Дети доверчивы и открыты, их учат быть послушными и не задавать вопросы старшим. Дети зависят от взрослых физически и эмоционально, поэтому им приятно внимание любого взрослого. Эти обстоятельства делают их легкой добычей взрослых насильников, которым зачастую не приходится прибегать к прямому насилию, чтобы добиться своей цели: подарков, хитрости, угроз, авторитета и зависимости ребенка оказывается достаточным.
Поведенческие признаки:
-отстраненное поведение и пугливость;
-проигрывание эпизодов насилия в сюжетно-ролевых сценах с игрушками;
-рисование обнаженных людей, пропуск отдельных частей тела, преувеличение, например, рта;
-сексуализированное поведение, в том числе агрессивное: мастурбация, демонстрация половых органов, повышенный интерес к сексу в раннем возрасте.
Физические признаки:
-повреждение генитальной и анальной областей;
-нарушение смыкания сфинктера;
-ЗППП, инфекция мочевыводящих путей;
-энурез,
психосоматические боли внизу живота;
кожные высыпания.
Что должны знать дети, чтобы защитить себя
Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности. Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может прикасаться к ней без его согласия и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.
Ребенок может попадать в опасные ситуации при контактах с посторонними. В каждой семье должны быть установлены правила безопасности, которые помогут детям избежать беды, когда они остаются дома одни или же находятся вне дома:
- входная дверь должна быть захлопнута и закрыта на замок. Нельзя открывать дверь посторонним, даже если это почтальон, милиционер или водопроводчик;
- самым безопасным ответом ребенка по телефону, когда он дома один, может быть фраза, что мама и папа заняты, вместо того, чтобы говорить звонящему, что родителей нет дома;
-ребенок должен знать, кому из друзей или соседей он может позвонить в отсутствие родителей и взрослых, если он испугается или окажется в критической ситуации;
- рядом с телефонным аппаратом следует поместить номера телефонов экстренных служб;
- нужно научить ребенка пользоваться телефоном, знать номер домашнего телефона и почтовый адрес;
- если ребенок регулярно ходит в определенные места (школа, магазин, спортивная секция и т.п.), необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут;
- выручает и использование в семье пароля безопасности. При этом важно выбрать легко запоминающееся слово, которое несовершеннолетний будет использовать в качестве сигнала, что он оказался в опасности и нуждается в помощи и пр.
Как защитить ребенка от сексуального насилия?
Гарантированно уберечь ребенка от встречи с автором насилия, увы, невозможно. Но в ваших силах сделать так, чтобы ваши дети были вооружены полезными знаниями.Расскажите детям о их праве на личную неприкосновенность, на защиту себя от физических посягательств любыми средствами. ВАЖНО научить ребенка отличать уважение к взрослым от безусловного подчинения всем старшим. Дети имеют право и должны сказать «НЕТ» любому, кто намеревается причинить им вред в любой форме.
- Объясните, как правильно называются половые органы.
Ребенок должен знать, что у мальчиков есть пенис, а у девочек — вульва. Да, многие родители сами стесняются употреблять эти названия, в домашнем обиходе можно оставить какие-то другие термины. Но названия половых органов — это шаг ребенка к осознанности. «Булочка», «петушок», «огурчик», во-первых, заставляют считать, что эти органы какие-то неприличные, раз у них нет собственного названия. Во-вторых, затрудняют разговор, если ребенок хочет объяснить, где и что с ним случилось. Помните, что в беседе о гениталиях нет ничего неприличного!
- Расскажите про «правило трусиков».
«Правило трусиков» касается тех областей, которые обычно закрыты нижнем бельем. Ребенок должен знать, что до его интимных зон не должен дотрагиваться никто, кроме доверенного взрослого или врача, но только с разрешения родителей. Это не должно становиться тайной от них.
- Научите отказывать.
С детства формируйте у ребенка личные границы. Объясните ему, что он не должен обнимать и целовать кого-то, даже самых близких родственников, если он этого не хочет. Никаких «Ну, иди поцелуй бабушку, что ты стоишь» или «Обними дядю, ты же его никогда не видел!» быть не должно. Родители также должны уважать личные границы ребенка в любом возрасте.
- Подумайте, к кому он может обратиться.
Определите круг взрослых (кроме мамы и папы), с которыми он может поговорить о своих переживаниях. Расскажите, кому и как он может позвонить, чтобы поделиться или спросить совета, объясните, что никто не будет ругать ребенка.
- Объясните, что нельзя отправлять интимные фотографии.
Никогда и никому, даже самому любимому и доверенному на свете другу или подруге. Мы возвращаемся к пункту два о «правиле трусиков». Объясните, как работает интернет и что все, что ребенок отправляет, может храниться у другого человека годами. Главная мысль, которую необходимо донести ребенку, что не все люди в интернете желают ему добра, поэтому нельзя отправлять свои фото и контакты незнакомым или малознакомым людям, которые просят об этом.
- Родители ВСЕГДА должны знать куда, к кому идет ребенок, как его можно найти.
Убедите детей, что призыв о помощи – это не свидетельство трусости, а необходимое средство защиты или даже спасения. Пусть смело зовут на помощь в случае чьих-либо домогательств. Если относительно какого-то незнакомца у подростка возникли подозрения, пусть сразу же сменит маршрут, по телефону пусть сделает вид, что на улице его встретит папа или мама. Надо сказать об этом громко в трубку телефона.
- Мобильный телефон сегодня решает многие проблемы. Необходимо контролировать, чтобы аккумулятор был всегда заряжен, а номер телефона родителей, а также «102» находился в режиме быстрого набора или на рабочем столе смартфона.
- Особое внимание ребенок должен обращать на автомобили, которые проезжают мимо. Если возникли подозрения или реальная угроза, надо перейти на противоположную сторону улицы или бежать в сторону, противоположную движению автомобиля.
- В детях необходимо воспитывать строгие правила поведения и требования к себе. В противном случае их нестрогое соблюдение легко может оказаться провоцирующим для преступников. Обращайте внимание на увлечение детей сексуальной литературой, видеофильмами с эротическими сценами.
- Объяснить детям,что преступники могут применить не только насильственные, но и «соблазнительные» приемы. Они могут предложить конфеты, мороженое, игрушки, либо обещают что-то показать интересное. Соблазнитель зовет вместе погулять, либо напрашивается в провожатые. Объясните, что насильники или вежливо уговаривают, или запугивают детей, добиваясь, чтобы они сохранили это втайне.
- Жертвами половых преступлений чаще оказываются дети и подростки, запущенные с точки зрения полового воспитания. По этой причине некоторые дети утрачивают чувство стыдливости, другие воспитываются в такой покорности взрослым, что в случае половых домогательств не смеют им противостоять.
Постарайтесь, чтобы дети рассказывали вам обо всем, что происходит с ними. Убедитесь, что ребенок знает: вы всегда его защитите.
Это основной принцип, без которого все вышесказанное будет неэффективно. Основной посыл пусть будет таким: « Я всегда тебя поддержу, если тебя что-то напугает, покажется странным или мерзким, расскажи мне об этом - я приму тебя и поверю тебе. Я твоя поддержка и защита». Пусть такие фразы будут вплетены в повседневную жизнь, и вам не понадобится устраивать «специальные собрания» по профилактике сексуального насилия. Выстраивайте доверительные отношения, искренно интересуйтесь переживаниями ребенка, напитайте его уверенностью, что вы - самая надежная защита и самая крепкая поддержка.
Сердюк Светлана Витальевна - психолог УЗ "Ельская ЦРБ" 13.10.2023г.
Профилактика онкологических заболеваний; Профилактика рака
Десять шагов в борьбе против рака
1. Употребляйте в пищу много фруктов, овощей и грубо-волокнистой пищи
Природа – это естественная кладовая полезных веществ, нельзя недооценивать ее возможности.
2. Употребляйте пищу с низким содержанием жиров
Сократите потребление жирных продуктов питания, они должны составлять не более 30% всех потребляемых ежедневно калорий.
3. Следите за своим весом
Рацион питания, богатый жирами, особенно в сочетании с отсутствием физической активности, может привести к избыточному весу – одной из «весомых» причин возникновения опухолей.
4. Ведите активный образ жизни
30 минут физических упражнений три - четыре раза в неделю уменьшат риск возникновения онкологических заболеваний.
5. Не злоупотребляйте спиртными напитками
Злоупотребление алкоголем может привести к необратимым разрушительным процессам. Специалисты рекомендуют мужчинам выпивать не больше двух порций алкоголя в день, женщинам – в два раза меньше. Порция – это 250 мл пива; 50 мл крепких спиртных напитков; один бокал вина.
6. Откажитесь от курения
Некурящий человек живет в среднем на 15 лет дольше курящего. Если Вы курите, это увеличивает риск возникновения рака легкого, мочевого пузыря, поджелудочной железы, полости рта, носоглотки, гортани, пищевода, желудка, шейки матки, почки, печени и острого лейкоза. Помните, что бросая курить сегодня, Вы обеспечиваете себя здоровьем завтра.
7. Следите за состоянием Вашей кожи
Появление новых пигментных пятен, кровоточащие, не заживающие, вызывающие зуд, быстро растущие родинки - сигналы тревоги. Избегайте прямого солнечного воздействия, особенно с 10.00 утра и до 16.00 дня. Если Вам необходимо находиться на улице, позаботьтесь о защите открытых участков кожи. Не забывайте использовать солнцезащитные крема с фактором защиты 15 и более.
8. Женщины, следите за здоровьем вашей груди
Женщинам после 18 лет необходимо ежемесячно проводить самообследование молочных желез, ежегодно проходить обследование в смотровом кабинете.
9. Женщины, регулярно посещайте гинеколога
Каждая женщина должна не реже одного раза в год быть осмотрена врачом-гинекологом с обязательным ультразвуковым исследованием и взятием мазков с шейки матки.
10. Ежегодно проходите профилактические осмотры
Обращайтесь к врачу, если испытываете какие-либо из перечисленных симптомов:
не проходящий кашель или охриплость;
одышка;
боль в груди;
длительное повышение температуры тела;
атруднение глотания;
значительное снижение веса (по неочевидной причине);
потеря аппетита;
чувство тяжести в животе;
заметное, не проходящее изменение ритма дефекации по неочевидной причине;
безболезненные, увеличенные лимфоузлы.
Наследственность и рак
Сегодня ученые могут распознавать измененные наследуемые гены, носители которых предрасположены к развитию онкологических заболеваний. В ряде случаев, вероятность развития рака у носителей наследуемого дефекта достигает 100%. Однако такие генетические дефекты чрезвычайно редки (1 случай на 10 тысяч населения).
Специальные обследования позволяют определить наличие измененных генов, ставящих людей под угрозу возникновения наследственных форм этих заболеваний .
Учеными описаны наследственные семейные формы первично-множественных опухолей. Синдром Линча или синдром множественных аденокарцином характеризуется семейным распространением первично-множественных аденокарцином толстой кишки, молочной железы, эндометрия, яичника, поджелудочной железы, желудка, а также лейкоза и опухолей мозга. Этот синдром наследуется по аутосомно-доминантному типу.
Значительно лучше изучен синдром Ли-Фраумени, причиной которого является наследуемая мутация в одном аллеле гена-супрессора Р53. В семьях с этим синдромом повышен риск раннего рака молочной железы и детских опухолей, а именно сарком мягких тканей, острого лейкоза, опухолей мозга, надпочечников, а возможно, и других опухолей.
Риск рака молочной железы в 2-3 раза выше у женщин, родственницы которых болели раком молочной железы. Повышенный риск рака молочной железы передается от родителей детям. В этих семьях раком молочной железы часто болеют и мужчины. Наследственный рак молочной железы чаще диагностируется у молодых женщин репродуктивного возраста. Молекулярные исследования показали, что наследственный рак молочной железы у молодых женщин этиологически связан с геном BRCA1 и BRCA2. Наследуемые мутации в этих генах предрасполагают к раку молочной железы и у мужчин, а также ответственны за семейный рак яичника.
Наличие вышеуказанных мутаций повышает риск рака молочной железы в течение жизни (до 75 лет) до 90-95%, а рака яичников - до 40-50%.
Эпидемиологические исследования показали, что у кровных родственников, больных раком яичника, в три раза повышен риск заболевания раком этого органа.
К наследственным дефектам, предрасполагающим к возникновению злокачественных опухолей, относятся дефекты, связанные с репарацией ДНК. К ним относятся ксеродерма, болезнь, которая развивается в результате дефекта репарации ДНК, поврежденной ультрафиолетовыми лучами. У таких больных очень высок риск рака кожи.
Профилактика наследственных форм рака
Мониторирование (наблюдение) и генетическое консультирование семей, в которых были диагностированы два и более случаев злокачественных опухолей среди кровных родственников, является первым этапом профилактики наследственных форм рака. В дальнейшем необходимо проведение молекулярной диагностики наследственных синдромов и их лечение.
Так, например, при аденоматозном полипозе толстой кишки, молекулярным маркером которого является ген АРС, рекомендуется регулярное колоноскопическое обследование и удаление полипов, а в некоторых случаях и удаление толстой кишки. Женщин снаследственными мутациями в генах BRCA1 и BRCA2, у которых риск развития рака молочной железы может достигать, как уже было указано, 90-95%, рекомендуется проведение двухсторонней мастэктомии .
На риск возникновения злокачественных опухолей влияет индивидуальная способность организма активировать или детоксицировать попадающие в организм канцерогенные вещества и репарировать ДНК.
Индивидуальная профилактика рака, основанная на изучении полиморфизма генов, ответственных за метаболизм канцерогенных веществ и восстановление ДНК, является перспективным направлением.
Если вы находитесь в группе повышенного риска (наличие онкологического заболевания у двух и более родственников), вам в первую очередь необходимо придерживаться здорового образа жизни и регулярно наблюдаться у врача.
Также вы можете пройти комплексное генетическое исследование
Рак молочной железы
Женщина - прекрасное создание творца. Во все времена живописцы, поэты, скульпторы воспевали красоту женского тела. Каждая женщина, не зависимо от возраста, неповторима и должна любить себя и заботиться о себе сама, чтобы беда не пришла в дом.
Молочная железа - гормонально-зависимый орган. Как нормальное ее развитие, так и возникновение патологических изменений в ней, происходит под влиянием определенных гормонов. Эти дисгормональные расстройства, как правило, протекают незаметно для больных, но могут держаться годами. Любые факторы, способные вызвать отклонения в гормональном балансе женщины, способны увеличить риск развития рака молочной железы. Их называют факторами риска. Перечислим их:
Возраст
Максимальная заболеваемость раком груди отмечается в интервале от 40 до 60 лет. В это время в организме женщины происходят гормональные изменения, обусловленные развитием климакса.
Возраст начала менструаций
У женщин с ранним началом месячных - до 12 лет и поздним климаксом - после 55 лет вероятность заболевания повышается. Риск развития рака груди может увеличится также при позднем (25-30 лет) начале половой жизни, при отсутствии беременности или позднем развитии (после 30-35 лет) первой беременности, при отсутствии кормления грудью после родов. Долгое, в течение многих лет, применение гормональных противозачаточных средств, нежелательно, поскольку они могут нарушить гормональный обмен в организме и стимулировать развитие уже имеющихся изменений в молочных железах.
Заболевания молочной железы
У тех, кто ранее перенес рак одной молочной железы, риск развития рака другой железы повышается на 0,5-1% с каждым последующим годом жизни. Женщины, страдающие доброкачественными заболевания молочных желез, также имеют повышенный риск развития рака.
Питание
Риск развития заболевания может увеличиваться при систематическом переедании жирами животного происхождения. Предрасположенности к раку молочной железы способствует чрезмерное потребление жареных и пережаренных пищевых продуктов, концентрированных бульонов, яичного желтка, сливочного масла и др. продуктов, богатых холестерином.
Ожирение
Лишняя масса тела связана с избыточным отложением жировой ткани, которая обладает способностью задерживать и накапливать в организме различные токсины и канцерогенные соединения, поступающие в организм в течение жизни с воздухом, водой, пищей.
Травмы молочных желез
Ушиб, сдавление, ранение и др. механические воздействия, особенно повторяющиеся неоднократно, могут стимулировать уже имеющиеся предопухолевые или начально опухолевые изменения.
Наследственность
Риск развития рака возрастает соответственно числу родственников первой степени родства (мать, родная сестра или дочь), болевших раком груди в молодом возрасте (до наступления менопаузы). Если у родственников первой степени родства был рак обеих молочных желез, или в семье более одного случая заболевания раком груди, то вероятность заболевания повышается в 8-10 раз.
Курение и алкоголь
Курение и потребление различных алкогольных напитков несколько повышает риск развития рака груди.
Выявление факторов риска дает важную информацию, хотя и не может предотвратить развитие болезни.
Знание факторов риска поможет Вам и Вашему врачу определить возможные меры профилактики заболевания.
Каждая женщина должна знать и помнить, что при комбинации нескольких факторов риска, вероятность развития рака молочной железы увеличивается:
необходимо избегать перечисленные выше отклонения в развитии менструальной, половой, детородной и лактационной функциях;
соблюдать правила рационального питания;
следить за массой тела;
беречь молочные железы от ушибов, травм, ударов, сдавлений;
носить хорошо поддерживающие бюстгальтеры, предупреждая обвисание желез;
своевременное и эффективное лечение заболеваний яичников, щитовидной железы, печени, психоневрогенных расстройств снижает риск развития рака молочной железы.
.
Рак кожи
Лето - это долгожданный отпуск, который многие самарцы стремятся проводить на Волге, в Крыму, на Кавказе, в Турции, Египте и т.д.
Отношение к теплу и солнечному свету у нас в стране особое. Уставшие от длительной и слякотной агонии зимы, мы бесстрашно бросаемся в "потоки ультрафиолета". Ещё бы - "честно заработанный" бронзовый или даже шоколадный оттенок кожи, безусловно, будет самым лучшим воспоминанием о лете в последующие холодные зимние месяцы. Человек получает сразу огромную дозу солнечной радиации, к которой его организм не готов. Между тем, многие не представляют, или в погоне за модным загаром не желают думать, какая опасность может заключаться в солнечных лучах. Люди особо не информированы о вредном воздействии больших доз ультрафиолетового излучения. И в результате многие не только не верят, что длительное пребывание на солнце может повредить здоровью, но, напротив, у большинства загар ассоциируется исключительно с красотой и здоровьем. Между тем, отрицательное воздействие ультрафиолетовых лучей на клетки кожи накапливается из года в год. И с определенного момента их накопленное количество запускает механизмы злокачественного процесса.
Один сезон интенсивного загорания старит кожу на шесть месяцев.
В последние 10 лет удвоилось количество больных, состоящих на диспансерном учете у онкологов. По данным статистики данная патология вышла на 1 место.
Рак кожи возникает преимущественно на открытых частях тела, более 70% опухолей развивается на лице. Излюбленными местами расположения опухоли является лоб, нос, углы глаз, височные области и ушные раковины. На туловище опухоль возникает в 5-10%, с той же частотой рак кожи поражает конечности.
Какие же факторы способствуют возникновению рака кожи?
Наиболее важным фактором, способствующим возникновению рака кожи, является длительное облучение солнечными лучами ультрафиолетового спектра. Его развитие может вызвать радиоактивное излучение, длительный контакт с вредными агентами: мышьяком, смолами, дегтем, сажей. Риск возникновения этого заболевания возрастает при наличии некоторых особенностей кожи:
светлая кожа, веснушки, рыжие волосы;
наличие большого количества родинок и родимых пятен;
наследственность;
солнечные и термические ожоги в детском и юношеском возрасте;
хронические заболевания кожи.
Какие методы профилактики существуют?
Учеными было подсчитано, что 75-80% общей дозы солнечного облучения, получаемого за жизнь, приходится на период жизни до 20 лет. Поэтому в упомянутый период надо защищать кожу от интенсивного и длительного солнечного облучения. Длительно незаживающие язвы и свищи являются предраковыми заболеваниями кожи и являются абсолютным показанием для консультации онколога. Не забывайте регулярно проверять состояние Ваших родинок. Не травмируйте их. Регулярно проводите осмотр кожного покрова, воспользовавшись зеркалом. Особого внимания заслуживают следующие изменения поверхности кожи:
появление новых быстрорастущих родимых пятен;
изменение цвета, объемов и формы родинки или узлового уплотнения;
появление ороговения или кровянистых выделений из родинки, ее воспаление;
появление зазубренности на ранее ровном краю родинки и неодноцветности ее поверхности;
длительно незаживающие язвы, свищи.
Если у Вас возникли какие-то сомнения, незамедлительно обратитесь за консультацией к дерматологу или онкологу. Помните, что один сезон интенсивного загорания старит кожу на 6 месяцев. Это значит, что, если последние 10 лет вы проводили свой отпуск преимущественно на пляже, поджариваясь на солнышке, то шанс получить первые морщины появится у вас на пять лет раньше обычного срока. Так что, увлекаясь загаром, можно состариться гораздо раньше, чем запрограммировано природой...
Рак толстой кишки
Тонкие секреты толстого кишечника
Кишечник - это замечательная по своей организации и сложности фабрика по перевариванию, всасыванию и удалению остатков продуктов питания. Это самый длинный орган организма: общая длина всего кишечника взрослого человека достигает 5,5 - 6 метров (длина тонкой кишки - в среднем 4,5 м, а толстой - 1,5 м). Сконцентрируем свое внимание именно на последних 1,5 м кишечника. Причина тому - непрекращающийся рост заболеваемости раком толстой кишки во всех промышленно развитых странах, а также у нас в России.
Строение пищеварительной системы
Факторы риска развития рака толстого кишечника
Возраст. Рак прямой кишки чаще возникает у лиц старше 50 лет. Однако он может возникать и в молодом возрасте, крайне редко - у подростков.
Диета. Колоректальный рак, как правило, сочетается с высококалорийной пищей, бедной растительной клетчаткой.
Вредные привычки. Курение и алкоголь.
Полипы. Полипы - доброкачественные новообразования, возникающие в слизистой оболочке прямой и ободочной кишки, как правило, у лиц старше 50 лет. Некоторые полипы увеличивают риск развития злокачественной опухоли. В редких случаях существуют врожденные причины заболевания. К ним относится семейный, наследственный полипоз. Это заболевание, при котором в толстой кишке возникают сотни полипов.
Персональный медицинский фактор. Исследования показывают, что у женщин, перенесших злокачественные заболевания яичников, матки, молочных желез, повышается процент возникновения колоректального рака. Такая же ситуация может быть у пациентов, излеченных от колоректального рака в одной из анатомических областей: есть риск повторного возникновения в другой анатомической области.
Семейный медицинский фактор. При наличии в семье родственников первой линии (родители, братья, сестры, дети), болевших раком прямой кишки, риск увеличивается.
Язвенные колиты. Язвенные колиты в условиях постоянного воспаления способствуют возникновению злокачественных заболеваний толстой кишки.
Однако наличие одного или даже нескольких из перечисленных факторов не обязательно ведет к появлению рака. Это всего лишь факторы, при которых риск заболеть данной болезнью увеличивается. Онкологи рекомендуют сообщать о них лечащим врачам, которые найдут необходимый способ снизить шансы развития колоректального рака
Методы обнаружения ранних форм рака толстого кишечника
Люди, имеющие перечисленные факторы риска, должны сообщать о них докторам своей поликлиники. Врач назначает методы исследования, позволяющие контролировать ситуацию и своевременно обнаруживать изменения в прямой кишке. Обследованию также подлежат люди обоего пола старше 45 лет. В зависимости от каждого индивидуального случая назначается один или несколько скрининговых тестов.
Пальцевое исследование проводит доктор, вводя палец в прямую кишку и исследуя ее начальные отделы.
Кал на скрытую кровь. Этот анализ дает возможность контролировать появление в стуле скрытой крови. Иногда раковые опухоли или полипы кровоточат, и анализ помогает обнаружить ранние формы рака толстой кишки.
Ректороманоскопия. При этом исследовании производится осмотр слизистой оболочки начальных отделов толстой кишки.
Колоноскопия позволяет осмотреть толстую кишку в целом.
Ирригоскопия проводится с помощью рентгена - при введении в просвет толстой кишки взвеси контрастного вещества (бария).
Сигналы тревоги
диарея, запоры или чувство неполного опорожнения толстой кишки
кровотечение при дефекации
стул в меньшем количестве, чем обычно
изменение формы и объема калового столбика или его деформация
общий дискомфорт в животе (боли, урчание, повышенное газообразование, вздутие)
потеря веса по неизвестным причинам
повышенная утомляемость и усталость
болевые ощущения любого характера в области малого таза
Помните:
Диагностика рака толстого кишечника на ранней стадии гарантирует полное излечение. Поэтому необходимо один раз в год обязательно посещать смотровой кабинет в поликлинике по месту жительства, где проводится пальцевое исследование прямой кишки или обращаться к специалистам онкологического диспансера. При необходимости врач направит на дальнейшее обследование. Людям старше 50-ти лет необходимо один раз в 5 лет проходить ректороманоскопию.
Меры профилактики
Вы можете снизить риск развития рака толстого кишечника, если будете выполнять следующие рекомендации:
Ограничение потребления жиров.
Ограничение потребления слишком соленых и острых блюд.
Потребление достаточного количества растительной клетчатки (хлеб из муки грубого помола, гречневая, пшенная и другие каши), а также фруктов и овощей, богатых витаминами А и С.
Раннее выявление и своевременное удаление полипов.
Излечение хронических воспалительных заболеваний кишечника.
Нормализация ритма опорожнения кишечника.
Достаточная физическая нагрузка (утренняя гимнастика, пешие прогулки и т.д.).
Рак легких
Профилактика рака легкого
Рак легкого является частой злокачественной опухолью человека. На его долю приходится 25% от общего числа злокачественных новообразований у мужчин. Мужчины заболевают в 10 раз чаще женщин. Уровень заболеваемости повышается пропорционально возрасту.
Способствующие факторы:
Курение (курящие с детского или юношеского возраста, выкуривающие более 25 сигарет в день, курящие сигареты из дешевых сортов табака без фильтра).
Загрязненность атмосферного воздуха.
Профессиональные вредности: асбест, мышьяк, никель, хром.
Ионизирующая радиация.
Хронические воспалительные процессы в бронхах и легочной паренхиме.
Генетическая предрасположенность.
Скрининг на рак легкого осуществляют с помощью ежегодной крупнокадровой флюорографии.
Основные методы исследования
рентгенография легких в прямой и боковой проекции,
томография,
бронхоскопия с забором материала для морфологического исследования.
Профилактика рака легкого
борьба с курением;
меры по поддержанию чистоты воздуха в быту и на производстве;
рациональное питание с регулярным потреблением продуктов, богатых витамином А и каротиноидами;
оздоровление лиц с хроническими заболеваниями бронхов и легких.
Сигналы тревоги
стойкий мучительный кашель продолжительностью более 3 недель;
повторные респираторные заболевания, протекающие с кашлем и лихорадкой;
повторное или однократное кровохарканье;
стойкая нерезкая боль в грудной клетке;
длительный субфебрилитет после острого респираторного заболевания,
увеличенные лимфатические узлы в надключичной области.

Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению. Эта позиция ошибочна, поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу. У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.
КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ?
Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности.
Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе
1. Расскажите ребёнку о своих школьных годах – любимых учителях, интересных предметах, забавных случаях с одноклассниками.
2. Смотрите вместе фильмы о школе, читайте книги, а потом обсуждайте.
3. Чаще играйте в школу. Пусть ребёнок пробует себя в разных ролях: как учителя, так и ученика.
4. Вместе с ребёнком оборудуйте в комнате учебное место, выберете необходимую мебель, одежду, канцелярские принадлежности.
5. Ограничьте время нахождения ребёнка за телевизором и компьютером до 1 часа в день. Такое времяпрепровождение не является отдыхом или разгрузкой для ребенка после напряжённого дня. Эти занятия действуют возбуждающе на неокрепшую нервную систему ребёнка, провоцируя повышенную утомляемость, двигательную активность, перевозбуждение, раздражительность и др.
6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха.
В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Активизируем познавательные способности
Старайтесь не давать ребёнку готовых ответов. На любое «А почему….?» отвечайте: «А что ты сам думаешь по этому поводу?».
Дошкольникам нравится, когда интересуются их мнением и спрашивают, как взрослых. Плюс – накапливается опыт наблюдения и анализа явлений окружающего мира.
2. Головоломки, ребусы, проблемные ситуации – это всё должно быть в вашем арсенале для развития логического мышления ребёнка. Даже по дороге домой можно загадывать загадки о предметах, находящихся в поле вашего зрения.
3. Не подавляйте исследовательский интерес ребёнка. Пусть посмотрит, потрогает, залезет туда, куда ему надо.
4. Развивайте мелкую моторику: рисуйте, лепите, конструируйте.
Обучаем взаимодействию
1. Чаще ходите с сыном или дочерью в гости, совершайте поездки в новые места, знакомьтесь с новыми людьми. Предоставьте ребёнку возможность самому проявить инициативу в общении.
2. Спрашивайте ребёнка о других детях в классе или группе, интересуйтесь, кто ему нравится, а кто вызывает антипатию и почему.
3. Научите ребёнка справляться с неудачами, объясните, что плохие моменты в жизни бывают у всех людей. Их нужно пережить и двигаться дальше.
Развиваем волю и контролируем поведение
1. Играйте в игры с правилами: настольные, словесные, подвижные.
2. Научите сына или дочь планировать свою деятельность. Допустим, ему нужно нарисовать рисунок. Значит, для этого потребуется чистый лист бумаги, краски, карандаши или фломастеры и место для работы. Чаще задавайте ребёнку вопросы: «А как ты будешь это делать?», «Что тебе для этого нужно?».
3. Напоминайте, что любое дело нужно доводить до конца, а не бросать на полпути.
4. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.
5. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).
7. Приучайте ребенка к самостоятельности в быту и навыкам самообслуживания. Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым и уверенным в своих силах он будет себя чувствовать. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии, завязывать шнурки, аккуратно есть и т.д.
8. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
9. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми – семьей.
Психолог УЗ "Ельская ЦРБ" Сердюк С.В.